Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Весёлая математика. Учимся считать."
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ "ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА.УЧИМСЯ СЧИТАТЬ!"
Раздел 1. «Блоки Дьенеша»
Теория: блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Проблема: дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могли выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывала трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.
Практика: освоение детьми навыков использования блоков Дьенеша в выполнении различных логических заданий, акцентирование детского внимания на решении простых математических задач через игровые приемы с блоками.
Раздел 2. «Палочки Кьюизенера»
Теория: привлечение интереса к использованию палочек Кьюизенера в развитии познавательных способностей детей
Практика: освоение детьми навыков использования палочек в выполнении различных логических заданий, акцентирование детского внимания на решении простых математических задач через игровые приемы с палочками.
Раздел 3. «Игры Воскобовича»
Теория: «Фонарики» Воскобовича – это эталоны формы. Зажигая «фонарики» дети получают представления о размерах и формах предметов, цветах, формируются навыки счета. Из геометрических фигур дети складывают человечков, животных, транспорт, растения, предметы быта, дома и многое другое, используя схемы и с удовольствием придумывают свои.
Практика: развивают математические и творческие способности, дети учатся соединять части в целое, конструировать фантастические образы, используя схемы и по замыслу.
Раздел 4. «Количество и счет»
Теория: понятия «количество», «счет», «порядок», «число», «цифра», «группа», «пара».
Практика: освоение навыков действовать правой рукой (исключение составляют дети-левши), считать слева направо, при счете называть числительное (число, соотносить его с каждым элементом пересчитываемого множества), при счете предметов именовать только последнее (итоговое) число; согласовывать существительное в роде, числе, падеже; счет можно вести количественными и порядковыми числительными; предметы для счета размещать в ряд, придерживаясь определенных признаков; упражнять в порядковом счете на разнообразных предметах; показать детям отличие количественного и порядкового счета, то есть, эти два вида счета различаются по цели деятельности: количественный счет дает возможность определить количество, порядковый счет определяет место какого-либо предмета в ряде других; ознакомление с приемами счета с помощью различных анализаторов.
Раздел 5. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Теория: понятия «фигура», «геометрическая фигура», «плоская фигура», «объемная фигура», «форма».
Практика: формированию у ребенка дошкольного возраста умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов; необходимости предоставлять дошкольникам возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Раздел 6. «Определение величины»
Теория: понятия «размер», «величина», «большой», «маленький», «больше», «меньше», «сравнение», «миниатюрный», «мизерный», «огромный», «гигантский».
Практика: закреплять представление о множестве (дома высокие и низкие, дома и дороги, дороги широкие и узкие); совершенствовать умение сравнивать на глаз два предмета, контрастных по величине (высоте, длине, ширине); учить обозначать результат сравнения в речи при помощи слов выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже; развивать умения выделять предметы из группы по общему названию, видеть общий признак предметов группы (цвет, форм у, величину); развивать внимание, память, мышление.
Раздел 7. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Теория: понятия «право-лево», «верх-низ», «впереди-позади», «над-под», «в-на», «время», «утро», «день», «вечер», «ночь», «минута», «секунда», «час», «клетка».
Практика: освоение навыков определения положения предметов относительно себя, освоение навыков ориентирования в частях суток и временных ориентирах.
Программа занятий
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел «Блоки Дьенеша» |
|||||
- «Удивительные блоки» - «Одинаковые – разные» - «Кто и что лишнее?» - «Игра с зайчатами. Продолжи ряд» |
1 час 20 минут |
40 минут |
40 минут |
беседы, игры, педагогическое наблюдение |
|
Раздел «Палочки Кьюзенера» |
|||||
- «Волшебные палочки» - «От 0 до 10?» - «Решаем простые задачи с Ноликом» - «Что за сказочные домики?» |
1 час 20 минут |
40 минут |
40 минут |
беседы, игры, педагогическое наблюдение |
|
Раздел «Игры Воскобовича» |
|||||
- «Удивительные фонарики» - «Сказочные лесенки» - «Ну-ка, дети, встаньте в ряд…» - «Царица Цифр» |
1 час 20 минут |
40 минут |
40 минут |
беседы, игры, педагогическое наблюдение |
|
Раздел «Количество и счёт» |
|||||
- «Домики для цифр» - «Путешествие в страну Математика» - «Раз, два, три, я иду искать!» - «В гостях у волшебника-счетовода» - «Это сколько?» - «Сосчитай-ка!» - «Считалки Звездочета» - «Удивительные цифры» |
2 часа 40 минут |
60 минут |
100 минут |
беседы, игры, педагогическое наблюдение |
|
Раздел «Ознакомление с геометрическими фигурами» |
|||||
- «Плоские фигуры» - «Объемные фигуры» - «Чудесный мешочек» - «Сравни и назови» |
1 час 20 минут |
40 минут |
40 минут |
беседы, игры, педагогическое наблюдение |
|
Раздел «Определение величины» |
|||||
- «Поиграем с Фиксиками: большой – маленький, высокий – низкий» - «Найди пару» - «Гиганты и лилипуты» - «Волшебная корзинка» |
1 час 20 минут |
40 минут |
40 минут |
беседы, игры, педагогическое наблюдение |
|
Раздел «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» |
|||||
- «Что такое время?» - «Час, минута, секунда» - «Какие бывают часы?» - «Который час?» - «Генерал Шер дает команду! Право, лево, становись…» - «Головоломки от Лунтика» - «Клетка и линейка» - «Сантиметр и миллиметр» |
2 часа 40 минут |
60 минут |
100 минут |
беседы, игры, педагогическое наблюдение |
|
Итого: |
720 минут |
320 минут |
400 минут |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»