Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная бумага"
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ "ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА"
Раздел I. Обрывная аппликация
I.1. «Звездное небо»
Теория: беседа: «Прием обрывание бумаги». Отрываем от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуем клеем то, что хотим изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладываем кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.
Практика: Показ образца выполнения последовательности работы: аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону. Распределять равномерно по всей поверхности.
Контроль: ВК Наблюдение умений и навыков выполнения работы к аппликации.
I.2. «Солнышко»
Теория: Беседа с демонстрацией наглядного материала «Обрывной аппликации».
Практика: Показ образца выполнения последовательности работы: украсить солнышко, приклеив по кругу небольшие рваные кусочки из цветной желтой бумаги.
Контроль: Наблюдение за выполнением работы.
I.3. «Яблоко»
Теория: Беседа о фруктах.
Практика: Показ образца выполнения последовательности работы: украсить яблоко, приклеив по кругу небольшие рваные кусочки из цветной желтой, красной, зеленой бумаги.
Контроль: Наблюдение за ТБ работы с клеем
I.4. Коллективная работа «Цветы».
Практика: Выполнение коллективной практической работы. Аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (цветы), пространственное освоение листа, развитие воображения. Действовать сообща.
Контроль: ПА Самостоятельная работа. Выставка детских работ.
Раздел II. Скатывание бумаги в комок и жгуты
II.1. «Солнышко».
Теория: Беседа с демонстрацией наглядного материала «Скатывание бумаги в комок и жгут». Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Практика: Упражнения: поделка на бумаге, объемная поделка. Совершенствовать умение детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Контроль: Наблюдение за умениями и навыками в технике «Скатывание бумаги в комок».
II.2. «Улитка».
Теория: Беседа о приеме скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Движения, выполняемые при скручивании жгутика, напоминают прядение. Кладём полоску бумаги между ладонями и продольными движениями скручиваем её в жгут.
Практика: Д\упр. «Улитка». Скатать длинный жгут из бумаги, намазать его клеем и закрутить – получился домик для улитки. От куска светлой салфетки оторвать небольшой кусочек и скатать тонкий жгутик, жгутик согнуть пополам. Это рожки. Остатки салфетки скатать в толстый жгут — туловище гусеницы. Туловище приклеить к домику, дополнить деталями — рожки, глазки, нос. Готовую улитку приклеить на основу.
Контроль: Наблюдение за работой - скатывание бумаги в жгут.
II.3. Коллективная работа «Осенний лес».
Практика: Дидактическая игра «Какой красивый лес осенью». Показ способов действий: Тонированный лист ватмана с изображением деревьев. Крона деревьев из комочков салфеток желтого и красного цвета. Ствол деревьев, скрученные из бумаги.
Контроль: ПА наблюдение за коллективной работой.
Раздел III. Объёмная аппликация. Бумажная полоска «Петля»
III.1. «Ёжик».
Теория: Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Практика: Планирование выполнений заданий: создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой - бумажный комочек и использование новой техники – бумажная петля. Тонированная бумага с силуэтом ёжика. Создавать красивую композицию, аккуратно обращаться с клеем и ножницами. Соотносить детали поделки по размеру и цвету, использовать дорисовку мордочки ёжика.
Контроль: Наблюдение за ТБ работы с ножницами.
III.2. «Ёлка» (работа в мини-группах).
Теория: Беседа о приближающемся Новом годе, о традициях ставить ёлку в доме. Объяснить правила работы в мини-группах, учить договариваться о распределении работы в мини-группе.
Практика: распределение кругов/квадратов по размеру (от меньшего к большему). Показать способы сложения круга /квадрата для получения ярусов ёлки.
Контроль: наблюдение.
III.3. «Золотая рыбка».
Теория: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке) (отрывок).
Практика: Уточнение этапов выполнения аппликации рыбки из бумажных петель, выполнение аппликации, обведение контура и дорисовка деталей.
Контроль: наблюдение.
III.4. «Кактус».
Теория: Рассказ о кактусах (место произрастания, особенности)
Практика: использовать бумажные полоски разной ширины и длины зеленых оттенков. Склеивание из полос бумажных петель. Наклеивание на фон начиная сверху.
Контроль: ПА Самостоятельная работа. Анализ готовой работы.
Раздел IV. Оригами
IV.1. «В некотором царстве, в бумажном государстве... Давайте поиграем!»
Теория: знакомство с историей оригами. Выставка поделок оригами. Выявлять умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств - сминаемостью; укреплять мелкие мышцы рук; воспитывать аккуратность.
Практика: дидактическая игра «Волшебники»: показать детям способы сложения квадратов разных размеров, изменение квадратов различными базовыми формами оригами.
Контроль: наблюдение.
IV.2. Знакомство с базовой формой «воздушный змей». «Поздравительная открытка для папы» - «Катер».
Теория: Беседа с детьми о празднике «День защитника Отечества». Учить пользоваться схемой сложения катера на основе базовой технике «треугольник».
Практика: Показ образца. Упражнения в складывании «треугольника» – «Катера». Развивать творческие способности, фантазию детей. Покажите, детям как складывают квадрат и получают новую форму «треугольник». Дайте каждому ребенку бумагу белого, синего и зеленого цвета квадратной формы, и предложить сложить катер, сверяя последовательность складывания с электронной схемой на экране.
Контроль: Выставка детских работ.
IV.3. Знакомство с базовой формой «блин». «Подарок маме – «Водяная лилия».
Теория: Беседа с детьми о празднике «8 Марта». Учить пользоваться электронной схемой сложения водяной лилии на основе базовой технике «блин».
Практика: Показ образца выполнения последовательности сложения квадрата, учить пользоваться схемой последовательности сложений. Составление объемного цветка лилии от большого к меньшему. Оказание помощи: советом, дополнительным показом, устной инструкцией.
Контроль: Наблюдение за ТБ работы с ножницами.
IV.4. Знакомство с базовой формой «треугольник». Коллективная работа «Ёлочки» (круги, квадраты)
Теория: Ориентировка на листе при выкладывании сложенных форм.
Практика: Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Усложнение – перегибание углов вниз. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Учить детей складывать круг пополам, совмещая противоположные углы, перегибать края круга для получения угла. Учить составлять из деталей ёлочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
Контроль: ПА. Наблюдение за работой.
IV.5. Продолжить знакомить с базовой формой «треугольник» («косынка»). Коллективная работа «Птицы на ветках»
Теория: Беседа о птицах: снегири и синицы. Знакомство другим названием базовой формы «треугольник» - «косынка».
Практика: Показ способа действий: совмещение двух квадратов для поделки (черный+срасный; черный+желтый), перегибание сразу двух квадратов по диагонали пополам; закладывание углов для крыльев. Напоминать детям об электронной схеме. Учить вырезать по контору тело, хвост.
Контроль: ПА. Наблюдение ПБ при работе ножницами и за коллективной работой.
Раздел V. Мозаичная аппликация
V.1. «Дорога через луг».
Теория: Беседа с демонстрацией наглядного материала «Что такое мозаичная аппликация?».
Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Практика: Упражнения по разрезанию полоски на квадраты. Д\упр. «Сложи и заклей по контуру». Полоски разрезать на квадраты. На шаблоне гусеницы, размещаем полученные квадраты. Поднять поделку и сделать с ребятами вывод, что необходимо намазать детали клеем. Намазать клеем-карандашом шаблон гусеницы и аккуратно приклеить квадраты, прижимая салфеткой. Внести дополнительные детали: глазки, ротик, травку.
Контроль: Наблюдение за ТБ работы с ножницами.
V.2. «Рыбка».
Теория: Беседа с демонстрацией наглядного материала «Мозаичная аппликация»
Практика: Показ образца. Дидактическое упражнение «Сложи и заклей по контуру». Аккуратно наклеивать детали треугольной формы, не выходя за контур рисунка, используя бумагу желтого цвета.
Контроль: Анализ детских работ
V.3. «Бабочка».
Теория: Как составлять изображение из частей. Подбирать цвета и форму деталей, правильно располагать части аппликации.
Практика: Дидактическое упражнение «Сложи и заклей по контуру». Аккуратно наклеивать детали, не выходя за контур рисунка бабочки.
Контроль: Анализ детских работ
V.4. Коллективная работа «Цветы».
Практика: Показ способов действий, как из частей формировать целое – серединка цветка желтого цвета, а лепестки – белого цвета. Правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали.
Контроль: ПА Выставка детских работ.
Раздел VI. «Бумажное чудо»
VI.1. Обрывная аппликация «Сова»
Практика: Художественное слово: загадка про сову. Планирование выполнений заданий. Создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков белой бумаги. Картинки с изображением совы.
Контроль: Выставка детских работ.
VI.2. Коллективная работа «Бабочки и стрекозы на лугу» («веер», бумажный комок, «петля»).
Практика: Художественное слово: загадка про бабочку. Планирование выполнений заданий. Делать цветную аппликацию, используя приемы «веер», «петля» и аппликация комочками. Ватман - основа. Туловище бабочек и стрекоз – бумажные комочки; крылья бабочки – «веера», крылья стрекоз – цветные полоски шириной 2 см, длинной 18 см; цветы – скатанные бумажные комочки.
Контроль: Выставка детских работ.
VI.3 Мозаичная аппликация «Радуга – дуга».
Практика: Рассматривание иллюстрации радуги. Планирование выполнений заданий. Цветной картон с силуэтом радуги – основа, семь цветных полосок – цвета радуги разрезаем на кусочки. Выкладываем на основу радугу.
Контроль: Выставка детских работ.
VI.4. Итоговая коллективная работа «Ромашки на лугу».
Практика: Самостоятельный поиск решений на поставленное задание. Делить салфетку на примерно равные части обрыванием – лепестки. Скатывать небольшие шарики – серединка ромашки, стебель – жгуты и листья петля. Располагать работу по всей плоскости листа.
Контроль: ИК Выставка детских работ.
Программа занятий
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||||
I. |
Обрывная аппликация |
4 |
0,9 |
3,1 |
|||||
I.1. |
Введение. «Звездное небо» |
1 |
0,3 |
0,7 |
ВК наблюдение |
||||
I.2. |
«Солнышко» |
1 |
0,3 |
0,7 |
наблюдение |
||||
I.3. |
«Яблоко» |
1 |
0,3 |
0,7 |
наблюдение |
||||
I.4. |
Коллективная работа «Цветы» |
1 |
0,3 |
0,7 |
ПА Самостоятельная работа. Выставка детских работ. |
||||
II. |
Скатывание бумаги в комок и жгуты |
6 |
1,5 |
4,5 |
|||||
II.1. |
«Солнышко» (комок + жгуты) |
2 |
0,5 |
1,5 |
наблюдение |
||||
II.2. |
«Улитка» (жгуты + маленькие комки) |
2 |
0,5 |
1,5 |
наблюдение |
||||
II.3. |
Коллективная работа «Осенний лес» (жгуты + комки) |
2 |
0,5 |
1,5 |
ПА Самостоятельная работа. Анализ готовой работы. |
||||
III. |
Объёмная аппликация. Бумажная полоска «Петля» |
8 |
2 |
6 |
|||||
III.1. |
«Ёжик» |
2 |
0,5 |
1,5 |
наблюдение |
||||
III.2. |
Коллективная работа «Букет» |
2 |
0,5 |
1,5 |
наблюдение |
||||
III.3. |
«Золотая рыбка» («петля») |
2 |
0,5 |
1,5 |
наблюдение |
||||
III.4. |
«Кактус» |
2 |
0,5 |
1,5 |
ПА Самостоятельная работа. Анализ готовой работы. |
||||
IV. |
Оригами |
10 |
2,5 |
7,5 |
|||||
IV.1. |
В некотором царстве, в бумажном государстве... Давайте поиграем. |
2 |
0,5 |
1,5 |
наблюдение |
||||
IV.2. |
Знакомство с базовой формой «воздушный змей». «Поздравительная открытка для папы» - «Катер» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение Выставка детских работ |
||||
IV.3. |
Знакомство с базовой формой «блин». «Подарок маме» - «Водяная лилия» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Выставка детских работ |
||||
IV.4. |
Знакомство с базовой формой «треугольник». «Ёлочки» (круги, квадраты) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение |
||||
IV.5. |
Продолжить знакомить с базовой формой «треугольник» («косынка»). Коллективная работа «Птицы на ветках» |
2 |
0,5 |
1,5 |
ПА наблюдение |
||||
V. |
Мозаичная аппликация |
4 |
0,9 |
3,1 |
|||||
V.1 |
«Дорога через луг» (квадрат) |
1 |
0,3 |
0,7 |
наблюдение |
||||
V.2. |
«Рыбка» (треугольник) |
1 |
0,3 |
0,7 |
Анализ детских работ |
||||
V.3. |
«Бабочка» (квадрат) |
1 |
0,3 |
0,7 |
Анализ детских работ |
||||
V.4. |
Коллективная работа «Цветы» (форма по выбору детей) |
1 |
0,3 |
0,7 |
ПА Выставка детских работ |
||||
VI. |
«Бумажное чудо» |
4 |
0,9 |
3,1 |
|||||
VI.1. |
Обрывная аппликация «Сова» |
1 |
0,3 |
0,7 |
ИК Выставка детских работ |
||||
VI.2. |
«Бабочки на лугу» («веер», бумажный комок, «петля») |
1 |
0,3 |
0,7 |
ИК Выставка детских работ |
||||
VI.3. |
Мозаичная аппликация «Радуга – дуга» |
1 |
0,3 |
0,7 |
ИК Выставка детских работ |
||||
VI.4. |
Итоговая коллективная работа «Ромашки на лугу» |
1 |
0,3 |
0,7 |
ИК Выставка детских работ |
||||
Итого: |
36 |
9 |
27 |
Условные обозначения:
ВК – входной контроль, ПА – промежуточная аттестация, ИК – итоговый контроль.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»