Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Экология и здоровье"
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ"
Раздел 1. «Природа: живая и неживая. Роль экосистем в процессе формирования взаимосвязи природных связей».
№ п/п |
Тема |
Теория |
Практика |
1 |
«Лес – многоэтажный дом». |
Понятие «Лес»; лес – как экосистема; лес – как многоуровневое царство живой и неживой природы. |
Работа со схемами. Составление сравнительного рассказа. Дидактические игры «Магазин «Семена», «Что помогает растениям расти?». |
2 |
«Водоем и его жители» |
Понятие «Водоем»; водоем – как экосистема; живые формы, обитающие в водных пространствах. |
Игра «Поход к водоёму». Рисование по теме. |
3 |
«Насекомые осенью» |
Понятие «Насекомые»; отличительные признаки живых организмов царства «Насекомые»; значение насекомых в животном мире. |
Просмотр видеофильма «Насекомые». Беседа о насекомых. Развитие логики с применением загадок о насекомых. Рассматривание иллюстраций о насекомых. Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний». |
4 |
«Декоративные домашние рыбки» |
Понятие «Рыбы»; отличительные признаки живых организмов царства «Рыбы»; сравнительный анализ рыб, обитающих в открытой экосистеме (водоем) и в домашних условиях. |
Просмотр видеофильма «Жизнь рыб в водоёме». Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. Лепка «Рыбка». |
5 |
«Человек – часть живой природы» |
Понятие «Человек»; отличительные признаки человека, как представителя живой природы, от других живых существ; роль и влияние человека на Природу – как на открытую экосистему. |
Рассматривание картин. Игра «Из чего состоит человек». |
6 |
«Животные леса осенью» |
Сравнение условий выживания живых организмов в разные сезоны в лесу как в открытой экосистеме |
Составление загадок о животных леса. |
7 |
«Овощи и фрукты на нашем столе» |
Понятия «овощи» и «фрукты», «витамины», «полезные свойства», «иммунитет»; процесс выращивания культурных растений; роль витаминов в процессе формирования иммунитета человека. |
Рассматривание схем – макетов. Дидактическая игра «Опиши – мы отгадаем». |
8 |
«Растения в нашем уголке природы» |
Понятия «культурные» и «дикорастущие» растения; сравнение светолюбивых и теневыносливых растений; процесс выращивания и ухода за комнатными растениями. |
Рассматривание схем – плакатов. Экспериментальная форма работы с последующим наблюдением «Посади семячко». |
9 |
«Птицы осенью» |
Понятие «сезонность»; функция сезонности в системе связей перелетных и зимующих птиц в открытых экосистемах. |
Обобщающая беседа с использованием схем-моделей. Игра «Кто какой?», «Кто что делает», «Что можно, что нельзя?». Систематизация и обобщение знаний о птицах; о зимующих птицах и заботе человека о них; воспитывать интерес к птицам. |
10 |
«Золотая осень» |
Понятие «Золотая осень»; определение признаков осени – как одной из форм процесса сезонности. |
Обобщающая беседа. Игра «Улетают – не улетают». Создать условия для обобщения представлений об осени как времени года, её признаках, о приспособлении человека к сезонным изменениям, развития умений по символам, значкам календаря природы описывать события. |
11 |
«Как узнать птиц» |
Функциональные признаки птиц – как форма структурных элементов живой природы. |
Игра в слова. Конкурс «Кто знает больше птиц?». Систематизация и обобщение знаний о птицах; о зимующих птицах и заботе человека о них; воспитывать интерес к птицам. |
12 |
«Как растет растение?» |
Понятия «схема», «строение растения», «корень», «ствол/стебель», «лист», «бутон», «плод»; функции сегментов растения. |
Игра «Подбери семена». Творческая работа – рисование схемы строения растения. Обобщить представления о росте и развитии растения; способствовать накоплению опыта и заботливого отношения к растущим растениям. |
13 |
«Жизнь на Крайнем Севере и в тундре» |
Понятия «Крайний Север», «тундра», «ледник», «климат». |
Игра «Мы попали на Север». Расширить представления детей о жизни на Крайнем Севере и тундре. |
14 |
«Экологические цепочки в лесу» |
Понятие «экологическая цепочка»; роль и функция цепей питания. |
Создание проблемной ситуации - Решение проблемы. Игра «Соотнеси животных с их пищей». Составление правил «Как сохранить живые цепочки в лесу». Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости; воспитывать бережное, рачительное отношение ко всему живому на Земле. |
15 |
«О диких зверях и о домашних животных» |
Понятия «дикие животные», «домашние животные»; сравнительные признаки. |
Устное описание картинок. Игра «Определи кто?». Игра «Домашнее или дикое животное». Способствовать формированию умений выделять характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес и желание заботиться о них. |
16 |
«Кто и где живет? И почему?» |
Понятие «среда обитания»; условия выбора среды обитания живым организмом. |
Игра «Путаница», «Замаскируй животных». Беседа – рассуждение. Создать условия для обобщений о приспособленности животных к разным средам обитания; установления причинно-следственных связей; развивать любознательность; стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. |
17 |
«Все нужны на Земле» |
Понятие «экосообразное поведение». |
Игровой сюрпризный момент. Творческая работа – рисование социальных плакатов на тему «Береги природу». Способствовать развитию эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным; воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. |
18 |
«Связь Живой и Неживой природы» |
Понятия «Живая природа», «Неживая природа»; сравнительные признаки. |
Рассматривание картин о природе. Игра «Ручейки и озеро». Составление с детьми памятки «Как сохранить связи живой и неживой природы». Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу. |
Раздел 2. «Здоровье человека. Роль экосообразного поведения в процессе формирования здорового образа жизни».
№ П/П |
Тема |
Теория |
Практика |
1 |
«Сон для человека» |
Понятие «сон»; роль и функции сна в жизнедеятельности живых организмов. |
Беседа с элементами рассуждения. Игра «Самый внимательный слушатель», «Что можно, что нельзя?». |
2 |
«Чувства для животных и человека» |
Понятие «чувства»; роль и функции чувств и эмоций в процессе формирования биологических связей между живыми организмами. |
Обсуждение. Игра «Охота», «Поделись радостью с другом». |
3 |
«Человек и природа» |
Функция природы в процессе жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека; влияние жизнедеятельности человека на природу. |
Рассматривание иллюстраций. Обобщающая беседа. |
4 |
«Как кожа помогает человеку?» |
Понятие «кожа»; отличительные признаки и функции кожного покрова в жизнеобеспечении живых организмов. |
Наблюдение. Беседа. Игра «Чем помогает кожа». |
5 |
«Откуда берутся болезни?» |
Понятие «болезнь», «вирус», «микробы»; отличительные признаки заболевшего человека; условия профилактики заболеваний. |
Беседа. Рассказ. Обсуждение. |
6 |
«Кому нужна вода?» |
Сравнение условий выживания живых организмов в разных природных средах; роль воды в природе и в процессе жизнеобеспечения живых организмов. |
Рассматривание глобуса. Игра «Кому нужна вода», «Не боимся мы дождя». |
7 |
«Лес в жизни человека» |
Сравнение условий выживания живых организмов в разных природных средах; роль леса в природе и в процессе формирования экологических связей между живыми организмами. |
Видеофильм о природе. |
8 |
«Чем богаты недра Земли?» |
Понятия «недра», «богатства природы», «ископаемые», «ресурсы», «исчерпаемые» и «неисчерпаемые» ресурсы; роль ресурсов в жизни человека; негативное влияние человеческой деятельности по добыче ресурсов на природу. |
Беседа – ознакомление. Игра – обследование. |
9 |
«Роль растений в жизни человека» |
Функция растений в системе связей между живыми организмами. |
Беседа-рассуждение. Игра «Собери растение». Рассматривание схем – макетов. |
10 |
«Жизнь в воде» |
Понятие «водная экосистема»; определение признаков водной экосистемы; особенности живых организмов, обитающих в воде. |
Беседа. Игра «Какое бывает море?». Обсуждение проблемного вопроса. |
11 |
«Что такое «Экология»?» |
Понятие «экология»; роль экологии в жизни человека; функция человека как защитника природы. |
Беседа-рассуждение. Игра-викторина «Я это знаю!». |
12 |
«Что такое «Здоровый образ жизни»?» |
Понятия «ЗОЖ», «закаливание», «экосообразное поведение», «здоровье», «иммунитет», «витамины»; функции витаминов. |
Беседа-рассуждение. Рассматривание плакатов и схем-макетов «Тело человека», «Виды спорта», «Продукты». Игра «Вредно – полезно», «Съедобное – несъедобное». |
13 |
«Правила Здорового Образа Жизни» |
Роль человека в процессе формирования здоровья. |
Беседа-обсуждение. Викторина «Если хочешь быть здоров…». |
14 |
«Правила экосообразного поведения в повседневной жизни» |
Понятие «экологически обусловленное поведение»; роль и функция человека в процессе сохранения природы. |
Творческая работа – коллективное творческое дело – рисование плаката «Как беречь природу?». Беседа-диспут. |
15 |
«Зачем беречь Природу?» |
Понятия «защита», «выживание»; признаки истощения природных и животных ресурсов; роль человека в процессе разрушения и созидания природных условий. |
Творческая работа – рисование – «Природа в опасности!», «Земля – наш общий дом!». Беседа-рассуждение. |
16 |
«В гостях у Эколят» |
Понятие «Эколята»; функции Эколят в системе защиты природы. |
Интерактивное путешествие «В гости к Эколятам!». Заучивание правил Юных Эколят. Игра: «Мы Эколятами стать хотим!». |
17 |
«На страже леса и воды» |
Понятие «экосообразное поведение»; функции человека в процессе сбережения водных и лесных ресурсов. |
Знакомство с праздниками «Всемирный день воды», «Международный день охраны леса». Викторина «Что мы знаем о природе?». |
18 |
«Позаботимся о наших питомцах» |
Понятия «Живая природа», «Неживая природа», «домашние питомцы», «братья наши меньшие»; сравнительные признаки условий существования диких животных и домашних питомцев. |
Беседа-обсуждение. Игра «Домашние животные», «Собери из частей». |
Программа занятий
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Количество часов (мин) |
Формы аттестации/контроля |
|||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||
Раздел №1: «Природа: живая и неживая. Роль экосистем в процессе формирования взаимосвязи природных связей». |
||||||||
1 |
«Лес – многоэтажный дом». |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
2 |
«Водоем и его жители» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
3 |
«Насекомые осенью» |
25 |
10 |
15 |
Викторина |
|||
4 |
«Декоративные домашние рыбки» |
25 |
10 |
15 |
Игра |
|||
5 |
«Человек – часть живой природы» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
6 |
«Животные леса осенью» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
7 |
«Овощи и фрукты на нашем столе» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
8 |
«Растения в нашем уголке природы» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
9 |
«Птицы осенью» |
25 |
10 |
15 |
Коллективная игра |
|||
10 |
«Золотая осень» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
11 |
«Как узнать птиц» |
25 |
10 |
15 |
Дидактическая игра |
|||
12 |
«Как растет растение?» |
25 |
10 |
15 |
Эксперимент |
|||
13 |
«Жизнь на Крайнем Севере и в тундре» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
14 |
«Экологические цепочки в лесу» |
25 |
10 |
15 |
Коллективная игра |
|||
15 |
«О диких зверях и о домашних животных» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
16 |
«Кто и где живет? И почему?» |
25 |
10 |
15 |
Викторина |
|||
17 |
«Все нужны на Земле» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
18 |
«Связь Живой и Неживой природы» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
Раздел №2: «Здоровье человека. Роль экосообразного поведения в процессе формирования здорового образа жизни». |
||||||||
19 |
«Сон для человека» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
20 |
«Чувства для животных и человека» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
21 |
«Человек и природа» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
22 |
«Как кожа помогает человеку?» |
25 |
10 |
15 |
Беседа |
|||
23 |
«Откуда берутся болезни?» |
25 |
10 |
15 |
Коллективная игра |
|||
24 |
«Кому нужна вода?» |
25 |
10 |
15 |
Коллективная игра |
|||
25 |
«Лес в жизни человека» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
26 |
«Чем богаты недра Земли?» |
25 |
10 |
15 |
Игра |
|||
27 |
«Роль растений в жизни человека» |
25 |
10 |
15 |
Игра |
|||
28 |
«Жизнь в воде» |
25 |
10 |
15 |
Викторина |
|||
29 |
«Что такое «Экология»?» |
25 |
10 |
15 |
Устный опрос |
|||
30 |
«Что такое «Здоровый образ жизни»?» |
25 |
10 |
15 |
Индивидуальная работа |
|||
31 |
«Правила Здорового Образа Жизни» |
25 |
10 |
15 |
Игра |
|||
32 |
«Правила экосообразного поведения в повседневной жизни» |
25 |
10 |
15 |
Игра |
|||
33 |
«Зачем беречь Природу?» |
25 |
10 |
15 |
Игра |
|||
34 |
«В гостях у Эколят» |
25 |
10 |
15 |
Викторина |
|||
35 |
«На страже леса и воды» |
25 |
10 |
15 |
Индивидуальная работа |
|||
36 |
«Позаботимся о наших питомцах» |
25 |
10 |
15 |
Коллективная работа |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»