Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Первые шаги к сцене"
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРВЫЕ ШАГИ К СЦЕНЕ".
Раздел 1. «Актерское мастерство. Работа над пьесами»
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи – действующие лица спектакля.
Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции.
Контроль: Показ сказки «Теремок» родителям.
Тема: «Театральные профессии»
Теория: Знакомство с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства, а так же с театральными профессиями.
Практика: Расширение и систематизация знаний детей о театре. Инструменты, которыми пользуется актер: память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Дать понятие театральным жанрам: опера, оперетта, балет, кукольный театр, пантомима. Знакомство с театральными профессиями:
Контроль: Беседа.
Тема: «Этика и этикет»
Теория: Обсуждение правил посещения театра. Культура общения.
Практика: Поведение до начала спектакля, во время и после. Обсуждения формы одежды. Правила пользования театральным биноклем. Как правильно выразить благодарность артистам. Как правильно вести себя в здании театра.
Контроль: Беседа.
Тема «Игровое творчество»
Теория: Знакомство с видами режиссерских игр.
Практика: Ребенок организует деятельность как «режиссер» и «сценарист». Озвучивает героев и комментирует сюжет.
Контроль: Беседа
Тема: Песенное творчество»
Теория: История возникновения хорового пения на Руси. Хоровое пение в России. Формы хорового исполнительства. Народный хор – «пласт» хоровой культуры.
Практика: Распевание – разучивание вокальных упражнений, способствующих развитию диапазона, полетности звука («Погуляй молодец»; «Маша маленька»). Разучивание песенного репертуара («Ой, мамка печенки болят»; «Гуси прилетели»; «Ой в лесу есть калина»).
Контроль: Беседа, пение.
Тема: «Скороговорки на развитие дикции»
Теория: История возникновения скороговорок.
Практика: Упражнения на развитие артикуляции, дикции и речи. Разучивание скороговорок.
Контроль: Беседа.
Тема: «Страна фантазия»
Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.
Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «»Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.
Контроль: Постановка мини сценок.
Тема: Основы кукловождения «Дымковская игрушка»
Теория: Понятие о куковедение. Знакомство с Дымковской игрушкой.
Практика: Изготовление дымковской игрушки из бумаги
Контроль: Дымковская игрушка.
Тема: «Самостоятельная театральная деятельность»
Теория: Знакомство детей с театром на столе. Рассказ детям сказки «Кошкин дом»
Практика: Распределение ролей и персонажей. Самостоятельная театрализация сказки.
Контроль: Показ сказки «Кошкин дом»
Тема: «Техника речи»
Теория: Вибрационный массаж и артикуляционная гимнастика.
Практика: Массирование и расслабление мышц лица. Зарядка для шеи и челюсти, дыхательные упражнения.
Контроль: Устный опрос.
Тема: «Техника речи»
Теория: Изучение новых скороговорок и долгоговорок.
Практика: Дать возможность ребенку побыть «педагогом» и показыать детям упражнения по цепочке.
Контроль: Устный опрос.
Тема «Основы актерского мастерства»
Теория: Работа над осанкой, походкой, расширение словарного запаса, расширение диапазона, речь в движении, развитие фонематического слуха.
Практика: Голосовые упражнения, пластические этюды.
Контроль: Показ упражнений.
Тема «Самостоятельная театральная деятельность»
Теория: Познакомить детей с театрализованной деятельностью, рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.
Практика: Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
Контроль: Показ упражнений.
Тема «Основы кукольного театра»
Теория: познакомить учащихся с теориями происхождения кукольного театра, историей его развития в России, главными героями театральных кукольных представлений.
Практика: Работа с куклами
Контроль: Кукольный театр.
Тема «Телефонный разговор»
Теория: расширить знания детей о телефоне; закрепить навыки использования вежливых слов и выражений; развивать коммуникативные навыки; коррекция речевых навыков.
Практика: Коммуникативные игры и упражнения
Контроль: Показ упражнений
Тема «Танцевальное творчество»
Теория: Содействовать совершенствованию у детей чувства ритма, памяти, внимания умения выражать свои чувства, понимания музыки, техники исполнения движений.
Практика: Разминка, игры на развитие координации движений, развития памяти, внимания, танцы.
Контроль: Показ упражнений.
Тема «Этюды на выражение различных эмоций»
Теория: Понятие о пластическом этюде. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Значение фантазии в работе актера под этюдом.
Практика: Упражнения: «Свою куклу я качаю», «Покажи свое настроение», «Воробушек и огонь» и др.
Контроль: Практическое задание, игра.
Тема: «Память физического действия»
Теория: Основные понятия: ПФД. Предметный и беспредметный повтор, мышечная память;
Практика: Упражнения (игры) на повтор односоставных действий через работу с реальным предметом, упражнения на беспредметный повтор односоставных действий («Повторюхи», «Я умею и тебя научу»…);
Контроль: Практическое задание, игра.
Раздел 2. «Сценическое мастерство»
Теория: Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления. Сценическая бутафория. Неожиданные ситуации во время выступления.
Практика: Поведение при возникновении нестандартной ситуации. Этюды на нестандартные ситуации. Применение бутафории в постановках. Обсуждение времени и места действия.
Контроль: Показ отчетного спектакля родителям «Красная шапочка»
Подготовка сцены – художественное оформление, показ спектакля.
Тема: «Мизансцена»
Теория: Основные понятия: мизансцена, планы сценической площадки, основные, «плотность» мизансцены, ракурс; - названия и значение мизансцен;
Практика: Упражнения (игры) на построения «основных» мизансцен («10 секунд», «Замри!»…); - упражнения (игры) на смену плана сценической площадки, упражнения на выбор верного ракурса («Далеко-близко»).
Контроль: Практическое задание, игра, зачёт
Тема: «Сценический голос»
Теория: Основные понятия: голос, анатомия голосового аппарата, регистр, дикция, артикуляция, «фиксированный вдох», «тёплое дыхание». Голос в работе и актёр при создании сценического образа. Роль дыхания в работе актёра и виды дыхательной гимнастики. Значение дикции и артикуляции в работе актёра;
Практика: Упражнения (игры) на выработку навыка «правильного» дыхания, упражнения на фиксированный вдох, упражнения на плавный выдох, 13 упражнения на порционный выдох («Воздушный шарик», «Топорик», «Воздушный удар», «Воздушная эстафета»…).
Контроль: Практическое задание.
Тема: «Темпо-ритм»
Теория: Основные понятия: темп, ритм, темпо-ритм действия. Темпо-ритм в работе актёрая, «внутренний» и «внешний» темпо-ритм;
Практика: Упражнения на повтор ритмического рисунка («Хлопки», «Шаг за шагом»…). Упражнения (игры) на развитие музыкально-ритмических навыков (определение музыкального рисунка и темпа в музыкальных фрагментах различного характера). Упражнение (игры) на действия под музыку контрастного типа.
Контроль: Практическое задание, игра.
Тема: «Фантазия и воображение»
Теория: Основные понятия: фантазия, воображение, реальная плоскость, нереальная плоскость. Различие понятий «фантазия» и «воображение».
Практика: - упражнения (игры) на развитие воображения («Жизнь цветка», «Волшебная палочка», «Необычная картинка»…);
Контроль: Практическое задание, игра.
Тема: «Эмоции и чувства»
Теория: Эмоциональная память и её проявления в жизни. Чувства и эмоции на сцене и в жизни. Виды чувств и эмоций (положительные и отрицательные), что к ним относится. Приспособления для выражения чувств и эмоций.
Практика: Упражнения (игры) на вызов повторных воспоминаний чувств и переживаний («Вспомни случай», «Как по волшебству», «Мимы»…);
Контроль: Практическое задание, игра.
Тема: «Мускульная свобода»
Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на мускульную свободу. Мускульная свобода актера, мышечный зажим (произвольный, непроизвольный)
Практика: Упражнения (игры) на полное напряжение и расслабление («Камень»,
«Лужа», «Дотянуться до солнца»…);
Контроль: практическое задание, игра.
Тема: «Танцевальное творчество»
Теория: История возникновения танца. Дать понятие об основных танцевальных позициях в танце, жанрах и направлениях.
Практика: Разминка, разучивание танцевальных позиций
Контроль: практическое задание.
Тема: «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей»
Теория : Рассказ о невоспитанном мышонке.
Практика: Пересказ и логический разбор текста. Разбор характера, образа и обсуждение.
Контроль: Практическое задание.
Тема: «Техника речи»
Теория: Изучение новых скороговорок и долгоговорок
Практика: Дать возможность ребенку побыть «педагогом» и показыать детям упражнения по цепочке.
Контроль: Устный опрос.
Тема: «Основы актерского мастерства»
Теория: Работа над осанкой, походкой, расширение словарного запаса, расширение диапазона, речь в движении, развитие фонематического слуха.
Практика: Голосовые упражнения, пластические этюды.
Контроль: Показ упражнений.
Тема: «Игровое творчество»
Теория: Знакомство с видами режиссерских игр.
Практика: Ребенок организует деятельность как «режиссер» и «сценарист». Озвучивает героев и комментирует сюжет.
Контроль: Беседа
Тема: «Знакомство с сказкой Маша и Жучка»
Теория: Знакомство со сказкой «Маша и Жучка»
Практика: Обсуждение сюжета, портрета главных героев и их сюжетные линии.
Контроль: Беседа.
Тема: «Работа над сказкой Маша и Жучка»
Теория: Обсуждение сюжета, портрета главных героев и их сюжетные линии.
Практика: Обсуждение сюжета, портрета главных героев и их сюжетные линии, и распределение ролей.
Контроль: Беседа.
Тема: «Этюды на выражение эмоций»
Теория: Понятие о пластическом этюде. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Значение фантазии в работе актера под этюдом.
Практика: Упражнения: «Передай повадки животных», «Покажи свое настроение», и др.
Контроль: Практическое задание.
Тема: «Работа над сказкой Маша и Жучка»
Теория: Разбор «Маши».
Практика: Работа над персонажем «Маша»
Контроль: Практическое задание.
Тема: «Работа над сказкой Маша и Жучка»
Теория: Разбор «Жучки».
Практика: Работа над персонажем «Жучка»
Контроль: Практическое задание.
Тема «Актёрское мастерство»
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи – действующие лица спектакля.
Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции.
Контроль: Практическое задание.
Тема «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных»
Теория: Знакомство с вокальными партиями пьесы.
Практика: Разучивание вокальных пьес.
Контроль: Практическое задание.
Тема: Генеральная репетиция.
Теория: Генеральная репетиция.
Практика: Генеральная репетиция.
Контроль: Практическое задание.
Тема: «Показ сказки «Маша и Жучка»
Теория: «Показ сказки «Маша и Жучка»
Практика: «Показ сказки «Маша и Жучка»
Контроль: «Показ сказки «Маша и Жучка»
Программа занятий
№ п/п |
Название раздела |
Темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Актерское мастерство. Работа над пьесами. |
«Театральные профессии» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Беседа |
|
«Этика и этикет» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Беседа |
||
«Игровое творчество» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Беседа |
||
«Песенное творчество» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Беседа, пение. |
||
«Скороговорки на развитие дикции» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Беседа |
||
«Страна фантазия» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Постановка мини сценок Дымковская игрушка. |
||
Основы кукловождения «Дымковская игрушка» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
|||
Самостоятельная театральная деятельность |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Показ сказки «Кошкин дом» |
||
«Техника речи» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Устный опрос |
||
«Основы актерского мастерства» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Показ упражнений |
||
«Самостоятельная театральная деятельность» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Показ упражнений |
||
«Основы кукольного театра» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Кукольный театр. |
||
«Телефонный разговор» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Показ упражнений |
||
Танцевальное творчество |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Показ упражнений |
||
«Этюды на выражение различных эмоций» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Показ упражнений |
||
«Память физического действия» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание, игра |
||
|
Сценическое мастерство. |
«Мизансцена» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание, игра, зачёт |
«Сценический голос» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
«Темпо - ритм» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
«Фантазия и воображение» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание, игра |
||
«Эмоции и чувства» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание, игра |
||
«Мускульная свобода» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание, игра |
||
«Танцевальное творчество» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание. |
||
«Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание. |
||
Техника речи |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание. |
||
Основы актерского мастерства |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание. |
||
Игровое творчество |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Беседа |
||
Знакомство со сказкой «Маша и Жучка» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Беседа |
||
Работа над сказкой «Маша и Жучка» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практика и опрос |
||
Этюды на выражение эмоций |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
Работа над сказкой «Маша и Жучка» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
Работа над сказкой «Маша и Жучка» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
Актёрское мастерство |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных. |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
Генеральная репетиция |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Практическое задание |
||
Показ сказки «Маша и Жучка» |
30мин. |
10мин. |
20мин. |
Показ отчетного спектакля |
||
Итого: |
18 часов |
6 часов |
12 часов |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»