Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Экология и здоровье"

Воспитатель высшей категории Лукашева Ольга Николаевна.
Воспитатель высшей категории
Лукашева Ольга Николаевна

ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ"

Раздел 1. «Природа: живая и неживая. Роль экосистем в процессе формирования взаимосвязи природных связей».

п/п

Тема

Теория

Практика

1

«Лес – многоэтажный дом».

Понятие «Лес»; лес – как экосистема; лес – как многоуровневое царство живой и неживой природы.

Работа со схемами.

Составление сравнительного рассказа.

Дидактические  игры «Магазин «Семена», «Что помогает растениям расти?».

2

«Водоем и его жители»

Понятие «Водоем»; водоем – как экосистема; живые формы, обитающие в водных пространствах.

Игра «Поход к водоёму».

Рисование по теме.

3

«Насекомые осенью»

Понятие «Насекомые»; отличительные признаки живых организмов царства «Насекомые»; значение насекомых в животном мире.

Просмотр видеофильма «Насекомые».

Беседа о насекомых.

Развитие логики с применением загадок о насекомых.

Рассматривание иллюстраций о насекомых.

Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний».

4

«Декоративные домашние рыбки»

Понятие «Рыбы»; отличительные признаки живых организмов царства «Рыбы»; сравнительный анализ рыб, обитающих в открытой экосистеме (водоем) и в домашних условиях.

Просмотр видеофильма «Жизнь рыб в водоёме».

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

Лепка «Рыбка».

5

«Человек – часть живой природы»

Понятие «Человек»; отличительные признаки человека, как представителя живой природы, от других живых существ; роль и влияние человека на Природу – как на открытую экосистему.

Рассматривание картин.

Игра «Из чего состоит человек».

6

«Животные леса осенью»

Сравнение условий выживания живых организмов в разные сезоны в лесу как в открытой экосистеме

Составление загадок о животных леса.

7

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Понятия «овощи» и «фрукты», «витамины», «полезные свойства», «иммунитет»; процесс выращивания культурных растений; роль витаминов в процессе формирования иммунитета человека.

Рассматривание схем – макетов.

Дидактическая игра «Опиши – мы отгадаем».

8

«Растения в нашем уголке природы»

Понятия «культурные» и «дикорастущие» растения; сравнение светолюбивых и теневыносливых растений; процесс выращивания и ухода за комнатными растениями.

Рассматривание схем – плакатов.

Экспериментальная форма работы с последующим наблюдением «Посади семячко».

9

«Птицы осенью»

Понятие «сезонность»; функция сезонности в системе связей перелетных и зимующих птиц в открытых экосистемах.

Обобщающая беседа с использованием схем-моделей.

Игра «Кто какой?», «Кто что делает», «Что можно, что нельзя?».

Систематизация и обобщение знаний о птицах; о зимующих птицах и заботе человека о них; воспитывать интерес к птицам.

10

«Золотая осень»

Понятие «Золотая осень»; определение признаков осени – как одной из форм процесса сезонности.

Обобщающая беседа.

Игра «Улетают – не улетают». Создать условия для обобщения представлений об осени как времени года, её признаках, о приспособлении человека к сезонным изменениям, развития умений по символам, значкам календаря природы описывать события. 

11

«Как узнать птиц»

Функциональные признаки птиц – как форма структурных элементов живой природы.

Игра в слова.

Конкурс «Кто знает больше птиц?».

Систематизация и обобщение знаний о птицах; о зимующих птицах и заботе человека о них; воспитывать интерес к птицам.

12

«Как растет растение?»

Понятия «схема», «строение растения», «корень», «ствол/стебель», «лист», «бутон», «плод»; функции сегментов растения.

Игра «Подбери семена».

Творческая работа – рисование схемы строения растения.

Обобщить представления о росте и развитии растения; способствовать накоплению опыта и заботливого отношения к растущим растениям.

13

«Жизнь на Крайнем Севере и в тундре»

Понятия «Крайний Север», «тундра», «ледник», «климат».

Игра «Мы попали на Север». Расширить представления детей о жизни на Крайнем Севере и тундре.

14

«Экологические цепочки в лесу»

Понятие «экологическая цепочка»; роль и функция цепей питания.

Создание проблемной ситуации - Решение проблемы.

Игра «Соотнеси животных с их пищей».

Составление правил «Как сохранить живые цепочки в лесу».

Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости; воспитывать бережное, рачительное отношение ко всему живому на Земле.

15

«О диких зверях и о домашних животных»

Понятия «дикие животные», «домашние животные»; сравнительные признаки.

Устное описание картинок.

Игра «Определи кто?».

Игра «Домашнее или дикое животное».

Способствовать формированию умений выделять характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес и желание заботиться о них.

16

«Кто и где живет? И почему?»

Понятие «среда обитания»; условия выбора среды обитания живым организмом.

Игра «Путаница», «Замаскируй животных».

 Беседа – рассуждение.

Создать условия для обобщений о приспособленности животных к разным средам обитания; установления причинно-следственных связей; развивать любознательность; стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

17

«Все нужны на Земле»

Понятие «экосообразное поведение».

Игровой сюрпризный момент.

Творческая работа – рисование социальных плакатов на тему «Береги природу». Способствовать развитию эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным; воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание.

18

«Связь Живой и Неживой природы»

Понятия «Живая природа», «Неживая природа»; сравнительные признаки.

Рассматривание картин о природе.

Игра «Ручейки и озеро».

Составление с детьми памятки «Как сохранить связи живой и неживой природы».

Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

Раздел 2. «Здоровье человека. Роль экосообразного поведения в процессе формирования здорового образа жизни».

№ П/П

Тема

Теория

Практика

1

 «Сон для человека»

Понятие «сон»; роль и функции сна в жизнедеятельности живых организмов.

Беседа с элементами рассуждения.

Игра «Самый внимательный слушатель», «Что можно, что нельзя?».

2

«Чувства для животных и человека»

Понятие «чувства»; роль и функции чувств и эмоций в процессе формирования биологических связей между живыми организмами.

Обсуждение.

Игра «Охота», «Поделись радостью с другом». 

3

«Человек и природа»

Функция природы в процессе жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека; влияние жизнедеятельности человека на природу.

Рассматривание иллюстраций. Обобщающая беседа.

4

«Как кожа помогает человеку?»

Понятие «кожа»; отличительные признаки и функции кожного покрова в жизнеобеспечении живых организмов.

Наблюдение.

Беседа.

Игра «Чем помогает кожа».

5

«Откуда берутся болезни?»

Понятие «болезнь», «вирус», «микробы»; отличительные признаки заболевшего человека; условия профилактики заболеваний.

Беседа.

Рассказ.

Обсуждение.

6

«Кому нужна вода?»

Сравнение условий выживания живых организмов в разных природных средах; роль воды в природе и в процессе жизнеобеспечения живых организмов.

Рассматривание глобуса.

Игра «Кому нужна вода», «Не боимся мы дождя».

7

«Лес в жизни человека»

Сравнение условий выживания живых организмов в разных природных средах; роль леса в природе и в процессе формирования экологических связей между живыми организмами.

Видеофильм о природе.

8

«Чем богаты недра Земли?»

Понятия «недра», «богатства природы», «ископаемые», «ресурсы», «исчерпаемые» и «неисчерпаемые» ресурсы; роль ресурсов в жизни человека; негативное влияние человеческой деятельности по добыче ресурсов на природу.

Беседа – ознакомление.

Игра – обследование.

9

«Роль растений в жизни человека»

Функция растений в системе связей между живыми организмами.

Беседа-рассуждение.

Игра «Собери растение».

Рассматривание схем – макетов.

10

«Жизнь в воде»

Понятие «водная экосистема»; определение признаков водной экосистемы; особенности живых организмов, обитающих в воде.

Беседа.

Игра «Какое бывает море?».

Обсуждение проблемного вопроса.

11

«Что такое «Экология»?»

Понятие «экология»; роль экологии в жизни человека; функция человека как защитника природы.

Беседа-рассуждение.

Игра-викторина «Я это знаю!».

12

«Что такое «Здоровый образ жизни»?»

Понятия «ЗОЖ», «закаливание», «экосообразное поведение», «здоровье», «иммунитет», «витамины»; функции витаминов.

Беседа-рассуждение.

Рассматривание плакатов и схем-макетов «Тело человека», «Виды спорта», «Продукты».

Игра «Вредно – полезно», «Съедобное – несъедобное».

13

«Правила Здорового Образа Жизни»

Роль человека в процессе формирования здоровья.

Беседа-обсуждение.

Викторина «Если хочешь быть здоров…».

14

«Правила экосообразного поведения в повседневной жизни»

Понятие «экологически обусловленное поведение»; роль и функция человека в процессе сохранения природы.

Творческая работа – коллективное творческое дело – рисование плаката «Как беречь природу?».

Беседа-диспут.

15

«Зачем беречь Природу?»

Понятия «защита», «выживание»; признаки истощения природных и животных ресурсов; роль человека в процессе разрушения и созидания природных условий.

Творческая работа – рисование – «Природа в опасности!», «Земля – наш общий дом!».

Беседа-рассуждение.

16

«В гостях у Эколят»

Понятие «Эколята»; функции Эколят в системе защиты природы.

Интерактивное путешествие «В гости к Эколятам!».

Заучивание правил Юных Эколят.

Игра: «Мы Эколятами стать хотим!».

17

«На страже леса и воды»

Понятие «экосообразное поведение»; функции человека в процессе сбережения водных и лесных ресурсов.

Знакомство с праздниками «Всемирный день воды», «Международный день охраны леса».

Викторина «Что мы знаем о природе?».

18

«Позаботимся о наших питомцах»

Понятия «Живая природа», «Неживая природа», «домашние питомцы», «братья наши меньшие»; сравнительные признаки условий существования диких животных и домашних питомцев.

Беседа-обсуждение.

Игра «Домашние животные», «Собери из частей».

Программа занятий

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов (мин)

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел №1: «Природа: живая и неживая. Роль экосистем в процессе формирования взаимосвязи природных связей».

1

«Лес – многоэтажный дом».

25

10

15

Беседа

2

«Водоем и его жители»

25

10

15

Беседа

3

«Насекомые осенью»

25

10

15

Викторина

4

«Декоративные домашние рыбки»

25

10

15

Игра

5

«Человек – часть живой природы»

25

10

15

Беседа

6

«Животные леса осенью»

25

10

15

Устный опрос

7

«Овощи и фрукты на нашем столе»

25

10

15

Устный опрос

8

«Растения в нашем уголке природы»

25

10

15

Устный опрос

9

«Птицы осенью»

25

10

15

Коллективная  игра

10

«Золотая осень»

25

10

15

Устный опрос

11

«Как узнать птиц»

25

10

15

Дидактическая игра

12

«Как растет растение?»

25

10

15

Эксперимент

13

«Жизнь на Крайнем Севере и в тундре»

25

10

15

Беседа

14

«Экологические цепочки в лесу»

25

10

15

Коллективная игра

15

«О диких зверях и о домашних животных»

25

10

15

Беседа

16

«Кто и где живет? И почему?»

25

10

15

Викторина

17

«Все нужны на Земле»

25

10

15

Беседа

18

«Связь Живой и Неживой природы»

25

10

15

Беседа

Раздел №2: «Здоровье человека. Роль экосообразного поведения в процессе формирования здорового образа жизни».

19

 «Сон для человека»

25

10

15

Беседа

20

«Чувства для животных и человека»

25

10

15

Устный опрос

21

«Человек и природа»

25

10

15

Устный опрос

22

«Как кожа помогает человеку?»

25

10

15

Беседа

23

«Откуда берутся болезни?»

25

10

15

Коллективная игра

24

«Кому нужна вода?»

25

10

15

Коллективная игра

25

«Лес в жизни человека»

25

10

15

Устный опрос

26

«Чем богаты недра Земли?»

25

10

15

Игра

27

«Роль растений в жизни человека»

25

10

15

Игра

28

«Жизнь в воде»

25

10

15

Викторина

29

«Что такое «Экология»?»

25

10

15

Устный опрос

30

«Что такое «Здоровый образ жизни»?»

25

10

15

Индивидуальная работа

31

«Правила Здорового Образа Жизни»

25

10

15

Игра

32

«Правила экосообразного поведения в повседневной жизни»

25

10

15

Игра

33

«Зачем беречь Природу?»

25

10

15

Игра

34

«В гостях у Эколят»

25

10

15

Викторина

35

«На страже леса и воды»

25

10

15

Индивидуальная работа

36

«Позаботимся о наших питомцах»

25

10

15

Коллективная работа

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie