Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Первые шаги к сцене"

ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРВЫЕ ШАГИ К СЦЕНЕ".

Раздел 1. «Актерское мастерство. Работа над пьесами»

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи – действующие лица спектакля.

Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции.

Контроль: Показ сказки «Теремок» родителям.

Тема: «Театральные профессии»

Теория: Знакомство с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства, а так же с театральными профессиями.

Практика:  Расширение и систематизация знаний детей о театре. Инструменты, которыми пользуется актер: память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Дать понятие театральным жанрам: опера, оперетта, балет, кукольный театр, пантомима. Знакомство с театральными профессиями:

Контроль: Беседа.

Тема: «Этика и этикет»

Теория: Обсуждение правил посещения театра. Культура общения.

Практика:  Поведение до начала спектакля, во время и после. Обсуждения формы одежды. Правила пользования театральным биноклем. Как правильно выразить благодарность артистам. Как правильно вести себя в здании театра.

 Контроль: Беседа.

Тема «Игровое творчество»

Теория: Знакомство с видами режиссерских игр.

Практика: Ребенок организует деятельность как «режиссер» и «сценарист». Озвучивает героев и комментирует сюжет.

Контроль: Беседа

Тема: Песенное творчество»

Теория: История возникновения хорового пения на Руси. Хоровое пение в России. Формы хорового исполнительства. Народный хор – «пласт» хоровой культуры.

Практика: Распевание – разучивание вокальных упражнений, способствующих развитию диапазона, полетности звука («Погуляй молодец»; «Маша маленька»). Разучивание песенного репертуара («Ой, мамка печенки болят»; «Гуси прилетели»; «Ой в лесу есть калина»).

Контроль: Беседа, пение.

Тема: «Скороговорки на развитие дикции»

Теория: История возникновения скороговорок.

Практика: Упражнения на развитие  артикуляции, дикции и речи. Разучивание скороговорок.

Контроль: Беседа.

Тема: «Страна фантазия»

Теория:  Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.

Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «»Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.

Контроль:  Постановка мини сценок.

Тема: Основы кукловождения «Дымковская игрушка»

Теория: Понятие о куковедение. Знакомство с Дымковской игрушкой.

Практика: Изготовление дымковской игрушки из бумаги

Контроль:  Дымковская игрушка.

Тема: «Самостоятельная театральная деятельность»

Теория: Знакомство детей с театром на столе. Рассказ детям сказки «Кошкин дом»

Практика: Распределение ролей и персонажей. Самостоятельная театрализация сказки.

Контроль: Показ сказки «Кошкин дом»

Тема: «Техника речи»

Теория: Вибрационный массаж  и артикуляционная гимнастика.

Практика: Массирование и расслабление мышц лица. Зарядка для шеи и челюсти, дыхательные упражнения.

Контроль: Устный опрос.

Тема: «Техника речи»

Теория:  Изучение новых скороговорок и долгоговорок.

Практика: Дать возможность ребенку побыть «педагогом» и показыать детям  упражнения по цепочке.

Контроль: Устный опрос.

Тема «Основы актерского мастерства»

Теория: Работа над осанкой, походкой, расширение словарного запаса, расширение диапазона, речь в движении, развитие фонематического слуха.

Практика: Голосовые упражнения,  пластические этюды.

Контроль: Показ  упражнений.

Тема «Самостоятельная театральная деятельность»

Теория: Познакомить детей с театрализованной деятельностью, рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.

Практика: Самостоятельная театрально-художественная деятельностьтеатрализованные игры в повседневной жизни.

Контроль: Показ  упражнений.

Тема «Основы кукольного театра»

Теория:  познакомить учащихся с теориями происхождения кукольного театра, историей его развития в России, главными героями театральных кукольных представлений.

Практика: Работа с куклами

Контроль: Кукольный театр.

Тема «Телефонный разговор»

Теория: расширить знания детей о телефоне; закрепить навыки использования вежливых слов и выражений; развивать коммуникативные навыки; коррекция речевых навыков.

Практика: Коммуникативные игры и упражнения

Контроль: Показ упражнений

Тема «Танцевальное творчество»

Теория: Содействовать совершенствованию у детей чувства ритма, памяти, внимания умения выражать свои чувства, понимания музыки, техники исполнения движений.

Практика: Разминка, игры на развитие координации движений, развития памяти, внимания, танцы.

Контроль: Показ упражнений.

Тема «Этюды на выражение различных эмоций»

Теория: Понятие о пластическом этюде. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Значение фантазии в работе актера под этюдом.

Практика: Упражнения: «Свою куклу я качаю», «Покажи свое настроение», «Воробушек и огонь» и др.

Контроль: Практическое задание, игра.

Тема: «Память физического действия»

Теория: Основные понятия: ПФД. Предметный и беспредметный повтор, мышечная память;

Практика: Упражнения (игры) на повтор односоставных действий через работу с реальным предметом, упражнения на беспредметный повтор односоставных действий («Повторюхи», «Я умею и тебя научу»…);

Контроль: Практическое задание, игра.

Раздел 2. «Сценическое мастерство»

Теория: Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления. Сценическая бутафория. Неожиданные ситуации во время выступления.

Практика: Поведение при возникновении нестандартной ситуации. Этюды на нестандартные ситуации. Применение бутафории в постановках. Обсуждение времени и места действия.

Контроль: Показ отчетного спектакля родителям «Красная шапочка»

Подготовка сцены – художественное оформление, показ спектакля.

Тема: «Мизансцена»

Теория:  Основные понятия: мизансцена, планы сценической площадки, основные, «плотность» мизансцены, ракурс; - названия и значение мизансцен;

Практика:  Упражнения (игры) на построения «основных» мизансцен («10 секунд», «Замри!»…); - упражнения (игры) на смену плана сценической площадки, упражнения на выбор верного ракурса («Далеко-близко»).

Контроль: Практическое задание, игра, зачёт

Тема: «Сценический голос»

Теория:  Основные понятия: голос, анатомия голосового аппарата, регистр, дикция, артикуляция, «фиксированный вдох», «тёплое дыхание». Голос в работе и актёр при создании сценического образа. Роль дыхания в работе актёра и виды дыхательной гимнастики. Значение дикции и артикуляции в работе актёра;

Практика:  Упражнения (игры) на выработку навыка «правильного» дыхания, упражнения на фиксированный вдох, упражнения на плавный выдох, 13 упражнения на порционный выдох («Воздушный шарик», «Топорик», «Воздушный удар», «Воздушная эстафета»…).

Контроль: Практическое задание.

Тема: «Темпо-ритм»

Теория:  Основные понятия: темп, ритм, темпо-ритм действия. Темпо-ритм в работе актёрая, «внутренний» и «внешний» темпо-ритм;

Практика: Упражнения на повтор ритмического рисунка («Хлопки», «Шаг за шагом»…).  Упражнения (игры) на развитие музыкально-ритмических навыков (определение музыкального рисунка и темпа в музыкальных фрагментах различного характера). Упражнение (игры) на действия под музыку контрастного типа.

Контроль: Практическое задание, игра.

Тема: «Фантазия и воображение»

Теория:  Основные понятия: фантазия, воображение, реальная плоскость, нереальная плоскость.  Различие понятий «фантазия» и «воображение».

 Практика: - упражнения (игры) на развитие воображения («Жизнь цветка», «Волшебная палочка», «Необычная картинка»…);

Контроль: Практическое задание, игра.

Тема: «Эмоции и чувства»

Теория: Эмоциональная память и её проявления в жизни. Чувства и эмоции на сцене и в жизни. Виды чувств и эмоций (положительные и отрицательные), что к ним относится. Приспособления для выражения чувств и эмоций.

Практика: Упражнения (игры) на вызов повторных воспоминаний чувств и переживаний («Вспомни случай», «Как по волшебству», «Мимы»…);

Контроль: Практическое задание, игра.

Тема: «Мускульная свобода»

Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на мускульную свободу. Мускульная свобода актера, мышечный зажим  (произвольный, непроизвольный)

Практика: Упражнения (игры) на полное напряжение и расслабление («Камень»,

«Лужа», «Дотянуться до солнца»…);

Контроль: практическое задание, игра.

Тема: «Танцевальное творчество»

Теория: История возникновения танца. Дать понятие об основных танцевальных позициях в танце, жанрах  и направлениях.

Практика: Разминка,  разучивание танцевальных позиций

Контроль: практическое задание.

Тема: «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей»

Теория : Рассказ о невоспитанном мышонке.

Практика: Пересказ  и логический разбор текста. Разбор характера, образа и обсуждение.

Контроль: Практическое задание.

Тема: «Техника речи»

Теория:  Изучение новых скороговорок и долгоговорок

Практика: Дать возможность ребенку побыть «педагогом» и показыать детям  упражнения по цепочке.

Контроль: Устный опрос.

Тема: «Основы актерского мастерства»

Теория: Работа над осанкой, походкой, расширение словарного запаса, расширение диапазона, речь в движении, развитие фонематического слуха.

Практика: Голосовые упражнения,  пластические этюды.

Контроль: Показ  упражнений.

Тема: «Игровое творчество»

Теория: Знакомство с видами режиссерских игр.

Практика: Ребенок организует деятельность как «режиссер» и «сценарист». Озвучивает героев и комментирует сюжет.

Контроль: Беседа

Тема: «Знакомство с сказкой Маша и Жучка»

Теория: Знакомство со сказкой «Маша и Жучка»

Практика: Обсуждение сюжета, портрета главных героев и их сюжетные линии.

Контроль: Беседа.

Тема: «Работа над сказкой Маша и Жучка»

Теория: Обсуждение сюжета, портрета главных героев и их сюжетные линии.

Практика: Обсуждение сюжета, портрета главных героев и их сюжетные линии, и распределение ролей.

Контроль: Беседа.

Тема: «Этюды на выражение эмоций»

Теория: Понятие о пластическом этюде. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Значение фантазии в работе актера под этюдом.

Практика: Упражнения: «Передай повадки животных», «Покажи свое настроение», и др.

Контроль: Практическое задание.

Тема: «Работа над сказкой Маша и Жучка»

Теория: Разбор «Маши».

Практика: Работа над персонажем «Маша»

Контроль: Практическое задание.

Тема: «Работа над сказкой Маша и Жучка»

Теория: Разбор «Жучки».

Практика: Работа над персонажем «Жучка»

Контроль: Практическое задание.

Тема «Актёрское мастерство»

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи – действующие лица спектакля.

Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающие основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Распределение ролей. Работа над ролью. Репетиции.

Контроль: Практическое задание.

Тема «Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных»

Теория: Знакомство с вокальными партиями пьесы.

Практика: Разучивание вокальных пьес.

Контроль: Практическое задание.

Тема: Генеральная репетиция.

Теория: Генеральная репетиция.

Практика: Генеральная репетиция.

Контроль: Практическое задание.

Тема: «Показ сказки «Маша и Жучка»

Теория: «Показ сказки «Маша и Жучка»

Практика: «Показ сказки «Маша и Жучка»

Контроль: «Показ сказки «Маша и Жучка»

Программа занятий

№ п/п

Название раздела

Темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Актерское мастерство. Работа над пьесами.

«Театральные профессии»

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа

«Этика и этикет»

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа

«Игровое творчество»

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа

«Песенное творчество»

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа, пение.

«Скороговорки на развитие дикции»

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа

«Страна фантазия»

30мин.

10мин.

20мин.

Постановка мини сценок

Дымковская игрушка.

Основы кукловождения «Дымковская игрушка»

30мин.

10мин.

20мин.

Самостоятельная театральная деятельность

30мин.

10мин.

20мин.

Показ сказки «Кошкин дом»

«Техника речи»

30мин.

10мин.

20мин.

Устный

опрос

«Основы актерского мастерства»

30мин.

10мин.

20мин.

Показ  упражнений

«Самостоятельная театральная деятельность»

30мин.

10мин.

20мин.

Показ  упражнений

«Основы кукольного театра»

30мин.

10мин.

20мин.

Кукольный театр.

«Телефонный разговор»

30мин.

10мин.

20мин.

Показ

упражнений

Танцевальное творчество

30мин.

10мин.

20мин.

Показ упражнений

«Этюды на выражение различных эмоций»

30мин.

10мин.

20мин.

Показ упражнений

«Память физического действия»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание, игра

Сценическое мастерство.

«Мизансцена»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание, игра, зачёт

«Сценический голос»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

«Темпо - ритм»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

«Фантазия и воображение»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание, игра

«Эмоции и чувства»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание, игра

«Мускульная свобода»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание, игра

«Танцевальное творчество»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание.

«Невоспитанный мышонок один остался, без друзей»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание.

Техника речи

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание.

Основы актерского мастерства

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание.

Игровое творчество

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа

Знакомство со сказкой

«Маша и Жучка»

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа

Работа над сказкой «Маша и Жучка»

30мин.

10мин.

20мин.

Практика и опрос

Этюды на выражение эмоций

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

Работа над сказкой «Маша и Жучка»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

Работа над сказкой «Маша и Жучка»

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

Актёрское мастерство

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных.

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

Генеральная репетиция

30мин.

10мин.

20мин.

Практическое задание

Показ сказки «Маша и Жучка»

30мин.

10мин.

20мин.

Показ отчетного спектакля

Итого:

18 часов

6 часов

12 часов

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie